В преддверии Азиатских зимних игр 2011 мы разместили
несколько статей о ещё строящемся тогда лыжно-биатлонном стадионе в Солдатском
ущелье. Восторженный тон статей о «жемчужине Талгара» постепенно менялся на
более сдержанный, когда уже после постройки комплекса стали проявляться как
недостатки самого проекта, так и недоделки в ходе самого строительства. Но всё
же теплилась надежда на постепенное их устранение, как и на улучшение
инфраструктуры комплекса и совершенствование его работы. Какова же сейчас
ситуация с единственным лыжно-биатлонным комплексом в Республике, способным
принимать международные соревнования (в скорое завершение вяло тянущегося почти
десять лет строительства второго аналогичного комплекса в г. Щучинске из-за
многочисленных и чуть ли не ежегодных обещаний чиновников уже не верит,
пожалуй, ни один лыжный специалист в стране)? Почему самые значимые
международные лыжные соревнования в РК за последнее четырёхлетие - Чемпионат мира по
лыжным гонкам среди юниоров и спортсменов до 23 лет – будут проводиться не на
этом комплексе, а на временном стадионе в районе трамплинов в очень сложных
снежных условиях?
Самым большим минусом стадиона, конечно, является отсутствие
гостиницы. И хотя Владимир Смирнов в своём интервью об этом комплексе ещё в
2009 году не видел большой проблемы с жильём, это, по оценке многих специалистов, является основной проблемой, мешающей

проведению на нём не только
международных, но и республиканских стартов. Конечно, после Азиады VIP-номера были переоборудованы
под менее роскошные 2-3х местные номера для спортсменов, позволяющие
разместиться в нормальных условиях сотне человек. Этого количества крайне
недостаточно для размещения даже половины желающих. При проведении республиканских
соревнований с участием около 150 спортсменов приезжает ещё порядка 60-80
человек тренеров, смазчиков, судей. А при одновременном проведении лыжных и
биатлонных соревнований количество их практически удваивается. В таких случаях
здание стадиона в прямом смысле «забивается под завязку», ведь помимо спортсменов
находиться на стадионе важно и судьям, и сервисменам, чья работа начинается
затемно, и они готовы «перекантоваться» ночью в самых, что ни на есть
спартанских условиях. Не успевшие застолбить даже такие койко-места в
многоместных палатах без каких-либо удобств вынуждены искать приемлемое жильё в
окрестностях Талгара, вынужденно решая при этом вопросы питания, транспорта…
Кстати, по поводу питания в самом комплексе у спортсменов тоже очень много
нареканий: скудное меню, однообразные изо дня в день продукты, очередь в
столовой, теснота. И если наши спортсмены не очень привередливы, то иностранные
гости из России, Белоруссии в период проведения здесь редких сборов не
стеснялись в выражениях, очень негативно отзываясь о кухне.
Другие минусы комплекса – это узкая и небезопасная лыжероллерная
трасса с провалившимся местами за 4 года асфальтом, слабая система оснежения
трасс (благо, что здесь к середине зимы хороший естественный снежный покров),
неудобное место зоны тестирования лыж. Да и само здание лыжно-биатлонного
стадиона с широченными коридорами, почти полусотней коментаторских кабин,
спроектированное и построенное под крупные соревнования с большим количеством
зрителей, так ни разу и не заполненное ими, продолжает быстро ветшать,
покрываясь многочисленными трещинами даже после слабых, но частых землетрясений,
протекать и осыпаться, теряя даже внешний вид.
Так что единственными плюсами комплекса являются его место расположения
(на высоте 1500м над уровнем моря) и его трассы, соответствующие международным
стандартам и имеющие соответствующие сертификаты, что и вынуждает проводить
соревнования FIS именно
здесь.
Возможно, именно отсутствие достаточного количества
комфортабельных гостиниц в непосредственной близости от комплекса в Солдатском
ущелье или ещё какие-то неизвестные нам причины повлияли на принятие решения о
проведении Чемпионата мира на скоро построенной лыжной трассе в районе
трамплинов с временным стадионом. Жаль только, что на первом домашнем
чемпионате мира наши спортсмены, обкатавшие за 4 года талгарские трассы, хорошо
зная все их коварные повороты, погодные условия, своё самочувствие на каждом
участке, лишились преимущества «родных стен».